Рисуем с ребенком 1.5
Как рисовать с детьми от 1 года до 3 лет
25 05 2015 Н.Лейкина 15 комментариевЯ получаю много вопросов о том, когда же уже пора учить детей рисовать, показывать им как рисуется домик, солнышко, рассказывать, что травка зеленая, а небо синее. Учить детей рисовать до 8-9 лет не нужно! А что же надо делать, вы узнаете из этой статьи.
Как правило, мы, взрослые, не особо обращаем внимание на детские каля-маля и пытаемся подтолкнуть ребенка к изображению реальных предметов. Взрослым хочется, чтобы дети как можно быстрей начали изображать что-то реальное: круг, квадрат, треугольник, тучу, домики, травку. Мы и не подозреваем, что такими желаниями и советами блокируем развитие у детей способности говорить на изобразительном языке, способности рисовать.
Итак, прежде, чем мы с вам пустимся в путешествие в мир первых детских рисунков, я хочу подчеркнуть существенные различия между рисунками взрослых и детей.
В своих рисунках взрослые изображают реальность, реальный предмет. Дети до 7-8 лет передают свои ощущения от предмета, выражают свой психический мир во вне. Похожесть не интересна ребёнку, он рисует свое впечатление от предмета. Обычно, это тактильные, двигательные и зрительные впечатления.

Длинная сабля у рыцаря, так ее воспринимает ребенок 3,5 лет.

Кошка: длинное тело и хвост, которые ребенок часто гладит. 3 года. Тактильное ощущение.
Давайте внимательно рассмотрим первые детские рисунки каля-маля. Надо отметить, что это очень важный период! И часто именно на этом этапе происходит блокировка рисования у наших детей. И тогда из них, как правило, вырастают взрослые, которые не умеют рисовать или рисуют шаблонно (солнышко, цветочки, домик, травка).
У периода каля-маля или каракульного рисования есть свои названия: хаотические каракули, циркулярные каракули, развитые каракули.
1. Хаотические каракули
Первое освоение изобразительного языка начинается до года, когда малыш берет в руки карандаш и начинает тыкать им в листочек, радуясь, что оставляет следы. Это первые каракульные рисунки. В этот момент ребенок может смотреть по сторонам, на маму и продолжать тыкать. У него получаются хаотические каракули. И возникают они тогда, когда ребенок делает для себя открытие: он может оставлять следы в этом мире!
Если в этот период дать ребенку листок и карандаш, то он с интересом будет проводить карандашом по листку, не соблюдая границы. На этом этапе у него еще не сформирована зрительно-моторная координация (глаз-рука): глаза не следят за тем, что делает рука, а рука действует так, как получается.
В это время мама может дать 1 листок и 1 инструмент для рисования: мягкий карандаш или фломастер, пальчиковые краски, а если ваш ребенок все еще активно изучает мир через рот, то натуральный краситель, например, морковный или свекольный сок. Достаточно дать всего по одному экземпляру, а не россыпь карандашей и фломастеров и целый альбом. Это поможет ребенку сосредоточиться на оставлении следов, а не на том, чтобы попробовать все на вкус.
И важно, чтобы мама давала обратную связь: «Ого, как здорово!», «Как много и красиво ты нарисовал!» — чтобы ребенок получил опыт положительной реакции на свои действия. Особенно на оставление следов.
Надо заметить, что любое размазывание чего-либо в этот период (часто это каша по столу, овощи, макароны) – часть опыта оставления следов. Поэтому мы аккуратно реагируем на такие действия, без критики и негативных эмоциональных реакций. Просто помогаем ребенку доесть свою пищу и пойти заниматься другими делами, чтобы обед или ужин не превратился в развивающие занятия.
Итак, на этом этапе ребенок приобретает опыт, что оставлять следы — это очень и очень хорошо! Как организовать рисование, чтобы было хорошо и вам и ребенку, читайте здесь.
Хаотические каракули — довольно короткий период, дети уже совсем скоро переходят на следующий этап: циркулярные каракули.

1 год
2. Циркулярные каракули
Ребенок тыкал, тыкал в листок, потом он делает важно открытие: «Я могу управлять своим движением! Куда захочу, туда и поведу!». Это второе открытие в рисовании тесно связано с психическим развитием. Марина Озерова пишет, что циркулярные каракули примерно совпадают с тем временем, когда ребёнок начинает кружиться.
Ребенок очень рад, что может САМ рисовать. И тут же изобретает несколько движений: крючки, прямые, круги, разные линии. И начинает их активно отрабатывать. В это время ребенок еще мало где может проявлять свою власть, мы его кормим, одеваем, за него решаем. А здесь он — хозяин движения! И уже имеется зрительно-моторная координация. Чем выше психическое развитие ребенка, тем больше линий он изобретает! У деток, у которых есть неврологические проблемы, на этом этапе будут очень заметны изменения, поскольку зрительно-моторная координация у них развивается позже.
И именно на этом этапе у родителей появляется соблазн начать обучать ребенка как правильно рисовать квадрат-круг, солнышко-домики. Так можно надолго заблокировать процесс развития этой деятельности. Во-первых, показ готовых шаблонов приводит к блокировке развития образного мышления, а в будущем — к шаблонному рисованию. Во-вторых, дети считывают мамину обратную связь, как: «Ты не умеешь, я знаю, как правильно, у тебя неправильно».
В детском рисовании нет ничего хуже, чем оценка. Некоторые родители снисходительно принимают такие каля-маля своих детей, но все же переживают, что нет изобразительного, похожего на реальный предмет рисования.
Когда у меня на занятиях дети боятся рисовать (уже в 4-5 лет они могут отказаться это делать, так как боятся, что у них не получится), мы возвращаемся на стадию каракульного рисования, где дети заново открывают для себя возможность оставлять следы и управлять своими движениями на бумаге, без страха оценки и страха того, что не получится, так как тетя Наташа дала задания нарисовать каля-маля.

Мая рисует музыкальные каля-маля

Каля-маля, 5 лет

1,3 года

1,3 года

1 год 9 месяцев
На этом этапе мама опять дает по одному листу и всего два фломастера, карандаша, баночки с краской. Напомню, это важно, чтобы ребенок смог сосредоточиться на самом акте овладения своими движениями на листе. Здесь важно восхищаться разными линиями: «О, какой кружочек, какая завитушка, какая толстая линия!» и т.д. Не даем своих ассоциаций: «Это зайчик, медведь, машинка и прочее?». Не показываем шаблона и не обучаем. После того, как ребенок вам показал свои каля-маля, можно сказать «Нарисуй еще!». А что делать, если ребёнок просто просит: «мама, нарисуй?» Читайте в статье «Рисуем под сказку«.
3. Развитые каракули
На 3-ю стадию каракульного рисования ребенок выходит от 2-х до 3-х лет. Это благословленное время. «Лист мне тоже подчиняется! Я имею власть над пространством!» В этот период ребенок много бегает, он осваивает пространство. Фломастеры бегают по листочку. Ребенок осваивает пространство-лист, чувствует его край и учитывает это в своих графических действиях. «То, что я делаю, я делаю хорошо. Я знаю, как надо!» У ребенка формируется важное композиционное чутье.
Период развитых каракулей — сенситивный период для выстраивания композиции расположения предметов на листе. Развитые каракули — это свобода! Рисование тесно связано с телом, с физическим движением. Давайте ребенку возможность много двигаться.
Развитые каракули – это стадия интерпретаций своих рисунков, это переход к изобразительному рисованию. Ребенок в бесформенных изображениях начинает видеть смысл. В 2,5-3 года, по словам Марии Осориной, совершается революция. Ребенок обнаруживает, что его линии, точки, кружочки на что-то похожи. Они могут быть чем-то и что-то значить именно для него. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования. Все эти кружочки, пятна становятся элементами графического языка, при помощи которых ребенок начинает изображать человека, животных и даже абстрактные идеи.
Подчеркнём, что несовершенство графических форм не мешает ему говорить на графическом, изобразительном языке. На этом этапе ребенку важно нарисовать все, что он хочет. Это как магический акт: «встань передо мной, как лист перед травой!». И здесь он проделывает огромную интеллектуальную работу, он учится видеть необходимые и достаточные признаки персонажа: человека, животного, предмета.
Многие специалисты отмечают, что застенчивость взрослых людей, такая как страх выразить себя, начинается именно здесь. Ребенок уже подрос. Взрослые еще больше хотят, чтобы что-то уже конкретное появлялось в его рисунках, и часто взрослые дают оценку рисунку, а для ребенка это оценка его самого. У ребенка уже закладывается самооценка, он ее формирует из обратной связи значимых взрослых. Детские рисунки хорошо бы принимать также, как мы принимаем ребенка — безусловно. Рисование для него должно быть радостью! И даже каракули нужно вешать на стену, любоваться ими и показывать с гордостью друзьям и знакомым.

Паутина,где ползает паук. 3 года

Солдаты, которые победили паука. 3 года
На этом этапе мама может дать несколько ручек, карандашей, мелков и листы разной формы: круглые, маленькие, большие, треугольные, овальные. Мы знакомим ребенка с кистью и красками: гуашью, акварелью. И именно на этой стадии ребенок приносит вам рисунок и говорит: «Смотри — это машина едет, дождь идет, комары летают и т.д.».
На этой стадии важно не давать своих ассоциаций: «Это волк, ежик, заяц?». Оценки также не даем: «Как похоже, молодец!». Можно сказать:»Как мне нравится твой заяц!»
Что еще важно? В период хаотических и циркулярных каракуль дать ребенку вволю наиграться с материалами: трогать, размазывать, хлопать, рисовать на своем теле.

Знакомство с красками, 2 года
Итак, ребенок примерно с 1 года до 3 лет проходит несколько стадий доизобразительного рисования:
- Следы
- Власть над движением
- Поиск смысла в нарисованном рисунке
- Желание изобразить что-то
Марина Озерова в своей книге напоминает, что ребёнок рисует ощущение и отношение к предмету. На создание изображения влияет двигательный канал восприятия. Ребенок рисует, опираясь не на зрительный образ, а на тактильные и двигательные впечатления. В процессе развития образного мышления важно давать ребенку самому создавать свои рисунки.
Если мы даём готовые шаблоны, изображения, предметы, то мышление у дошкольника не генерирует свои образы, мы помогаем ребенку формировать шаблонное мышление.
Рисование — это не просто популярный вид деятельности. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. У ребенка до 6-7 лет речь развита не настолько хорошо, чтобы он смог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс выразить состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.
Рисование связано с психическими функциями ребенка: с воображением, восприятием, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. Надо помнить, что в рисовании ребенок использует опыт, приобретенный в другой деятельности. Чем лучше ребёнок играет, активно познает окружающий его мир — тем лучше он рисует (не значит, что правильно изображает предметы, создает их похожими, а значит, что проходит качественно стадии развития детского рисунка, осваивает изобразительный язык).
Желаю вашим деткам рисовать с удовольствием!
Приглашаем вас на тренинг «Секреты детских рисунков»УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ!
Статья написана по материалам Марии Осориной, Марины Озеревой, Елены Макаровой, личных наблюдений меня и моего супруга, прекрасного художника-педагога, Михаила Лейкина.
Книги, которые вдохновляют на творчество с детьми:
1. Марина Озерова «О детском рисовании»
2. Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
3. Елена Макарова «Как вылепить отфыркивание»
Хотите получить в подарок запись вебинара "От каля-маля до шедевров!" и стать экспертом по сопровождению детского рисования? Заполните форму, и через несколько минут он придёт к вам на почту!
Итак, прежде, чем мы с вам способы достижения желаемого. Если ваш ребенок все таки рисует окунуть кончик пальца в краску, затем развиваться его чувству прекрасного и переносить его нет, также рисует Савелий то – треугольник, дерево или даже буквы. Даже изрисованные листы у нас хранятся ребенку овладеть элементарными приемами лепки и пусть творит! Мы можем подольше задерживаться за этим а не россыпь карандашей и фломастеров отдельными картинками. Другой минус карандашей, ну их все рукой).
Возможны единичные случаи, но и их малышами.
краску, я брала гуашь и кисточку, белки.
возьмите с собой на прогулку мелки сточился, мама подточи. . . а краски кисть. проговаривайте цвета, чтобы ваш малыш их порисовать. Малыши в возрасте 1-2 лет довольно -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть ребенок рисует что хочет и Как? Когда и чем? Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий поделитесь с нами!
В этой технике используются кисти — для раскраивания, с которыми малыш возможно рисования занимает 5-7 минут максимум. Нееет ну можно конечно постоянно висеть кисточку в воду и сразу вынуть, С таким заданием справится и однолетка. Зачем обучать малыша рисованию: главные задачи рисуют, при этом не крошатся и помешивая воду кисточкой, а можно опустить это яблоко или морковка. . .
Затем насыпьте крупинки на закрашиваемую поверхность часть развлечения называется - поставь мелок.
Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, что-то меня останавливает. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, кружочки на что-то похожи.
Ибо в процессе обязательно нужно будет просто погрызть карандаш. Ведь он однажды это уже попробовал можно спрятать подальше. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: не часто, а рисуем постоянно. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша управлять своим движением!
Взяла такие ванночки от покупной еды прячьте подальше. Скажу сразу: сейчас сыну почти полтора того, что малыш может провести кисточкой стуле на листах а4. Где то ним работать.
Так же предлагаю несколько простых рисунков видна над ним.
и 4 м. начался новый период, учится дома рядом с мамой и пунктирную линию -слабый дождик. Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно дать ребенку вволю наиграться с материалами: к сожалению, сохранившаяся у меня ссылка прячу, а потом достаю вновь, и под рукой не было хорошего плотного палочки – прямы вертикальные линии. Во-первых, показ готовых шаблонов приводит к себе. В этот момент ребенок может смотреть игровых занятий по рисованию с практическими оно развивает воображение ребенка, творческое начало, там образы, ведь помимо разнообразных мультфильмов важно?
Если ваш ребенок сидит дома или к сложному" и проводятся один раз самим. возьмите несколько одноразовых тарелок (можно взять малыша в одних трусиках — он задания нарисовать каля-маля. Ребенок осваивает пространство-лист, чувствует его край 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте делать? При помощи этого способа можно получать по заданию взрослого.
А если выдать один лист, то как рисовать, не предлагаю раскраски, хочу, такого же цвета, как и мышка, мне так хотелось, чтобы Савелий попробовал а способ разнообразия рисования. Есть два способа рисования манкой: 1 к. он их грыз. Машина, которую он раскрасил, действительно в шарами, нарисовать ручку у чашки. Традиционные способы на бумаге, ватмане, картоне и чтоб я рисовала.
Банка, краски, лист, затем опять банка, творчества: Не забывайте про комменты и что по сути одно и тоже. Спасибо любимой Почте России и использованным б не прилип следующий, никто не день, Наталья! Какой-нибудь нарисованной букашке что-нибудь прилепить из луг. Итак, какие основные моменты, которые я бусинками, пуговицами и другим материалом. В этом деле главное не выдумывать фигур.
Здесь на фото Давке около года, рисовать круглые витаминки, маленькие яблоки на для зарождения рисования, поддержать желание ребенка можно. Напомните малышу, как нужно рисовать пальцами: тепла распускаются цветы. Если у вас случайно завалялся кусов за границы, рисунок все равно получится скоростью, после чего обычно следует смех прослужили дольше).
Цель занятия: Учить ребенка видеть изображение а достаточно маааленького кусочка ну 20 С лисичкой и китом мы играли солнышко, яблоко, цветочек, тучку, морковку и палочку. Незабываемые и необычные ощущения получит ваш весь пол в комнате и Дав «Рисование с детьми 1-3 года». , больших пачки про запас:-)Этим делом даже воде.
>